Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н., Шевченко М.Ю., Дерлугян П.Д.
Применение известных полимерных материалов в качестве опор скольжения подшипниковых узлов без применения смазки не всегда представляется возможным и ограничено, в основном, температурой, возникающей в зоне трения в процессе эксплуатации.
Предложена модель химического наноконструирования антифрикционных самосмазывающихся композиционных полимерных материалов с заданными техническими характеристиками, обеспечивающих работоспособность узлов трения при работе в экстремальных условиях. Данная модель предусматривает модифицирование свойств известных видов полимеров и предполагает проведение следующих основных этапов работы.
- Изучение условий работы узла трения, выявление технических характеристик материалов пары трения, проведение патентного поиска, обзор технической литературы по теме, составление технического задания к разрабатываемому материалу.
- Теоретическое обоснование выбора исходных компонентов с целью получения антифрикционных материалов, обладающих эффектом самосмазывания, определение назначения каждого компонента в композите, уточнение его места в многокомпонентной системе на микро и наноуровне, химическое конструирование будущего композита (качественная совместимость).
- Оптимизация состава композита, включающая изучение свойств, структуры компонентов, процессов физико-химического взаимодействия с другими компонентами и структурами, применение методов физического, теплового, химического, механического воздействия на каждый компонент и на полученную исходную шихту (количественная совместимость).
- Выбор процесса переработки исходной шихты в изделия, уточнение технологических параметров переработки. Отработка лабораторной технологии получения опытных образцов.
- Проектирование и изготовление нестандартного испытательного оборудования и технологической оснастки для получения опытных образцов. Разработка методик, уточняющих условия проведения лабораторных исследований свойств композита. Проведение комплекса физико-механических, триботехнических, теплофизических и др. исследований требуемых свойств. Сопоставление полученных результатов исследований с показателями технического задания. Корректировка состава и технологических параметров получения композита (при необходимости).
- Составление и согласование с заказчиком программы и методик стендовых и промышленных испытаний. Апробирование полученного композиционного материала в реальных условиях эксплуатации. Составление акта испытаний и технической документации. Выдача рекомендаций по применению в узлах трения машин и механизмов.
По предложенной схеме разработана большая группа антифрикционных самосмазывающихся материалов для работы в качестве подшипников скольжения, скользящих направляющих и уплотнений, известных под торговой маркой «Маслянит» и продолжаются работы по химическому конструированию композиционных материалов со специальными свойствами.