Ф.П. Дерлугян, А.А. Кужаров, П.Д. Дерлугян, Г.А. Данюшина
Введение
Отрицательными факторами, ограничивающими области применения полимерных материалов, являются низкая теплопроводность и высокий коэффициент линейного расширения. Низкая теплопроводность затрудняет отвод тепла, образующегося при трении поверхностей, особенно если при больших скоростях в зоне трения происходит локальный разогрев полимера до температуры деструкции. Улучшение этих характеристик становится одной из главных задач перед материаловедами.
Одним из путей решения этой задачи является создание композиционных материалов на основе существующих полимеров с использованием различного рода наполнителей (металлические порошки, твердые смазки, масла, различные соединения металлов и др.) Разработка композиционных материалов на полимерной матрице — одно из перспективных направлений в материаловедении.
Важной особенностью современных композиционных материалов является то, что применение нанотехнологий при создании композиции позволяет получать материалы с улучшенными эксплуатационными свойствами.
На основе ряда работ, была разработана серия антифрикционных самосмазывающихся полимерных материалов типа “Маслянит”, предназначенных для работы в различных узлах трения. В качестве полимерной матрицы данная группа материалов содержит полиамид.
Широкое применение полиамидов в конструкционных материалах обусловлено их высокой прочностью, стойкостью к ударным нагрузкам, высокой износостойкостью. Полиамиды обладают наименьшей скоростью износа из всех испытанных полимеров, что объясняется оптимальным сочетанием упругости, пластичности и высокой усталостной стойкости по сравнению с другими полимерами.
Износостойкость полимеров увеличивается при введении в них наполнителей. Особая роль при выборе наполнителей отводится твердым смазкам. Широкое применение твердых смазок объясняется их специфическими способностями: высокими смазочной способностью и химической стойкостью, работоспособностью в широком интервале температур. К твердым смазкам относят и слоистые смазки (графит, дисульфид молибдена, нитрид бора, фталоцианин меди).
Материалы типа “Маслянит” обладают самосмазывающим действием трущихся поверхностей. Все они образуют на поверхности трения пленку, обладающую всеми необходимыми свойствами смазочной антифрикционной пленки.
В качестве матрицы будущего материала принят полиамид ПА 610, обладающий относительно высокой термостойкостью и наилучшими антифрикционными свойствами.
Получение полимерных материалов, обладающих свойствами самосмазывания, предусматривает высокую пластификацию полимерной матрицы, изменяющую вязкость системы, увеличивающую гибкость молекул и подвижность надмолекулярных структур. Процесс пластификации состоит во введении в полимер в процессе его переработки жидкостей, облегчающих переработку полимера и меняющих его свойства. Используя в качестве пластификатора смазочное вещество можно добиться образования на поверхностях трения граничных смазочных слоев, препятствующих схватыванию. Авторы в качестве пластификатора выбрали автомобильную смазку № 158, изготовленную на основе авиационного масла МС-20 и обладающую рядом требующих свойств.
Введение смазочного материала в полимер в свободном состоянии в большом количестве (до 30 %) технологически невозможно. Поэтому был использован прием предварительного адсорбирования смазочного материала на поверхности мелкодисперсного твердого наполнителя, в качестве которого была использована смесь графита и дисульфида молибдена, обладающая слоистой структурой и высокими антифрикционными свойствами. Применение данного комплексного наполнителя улучшило смазочные свойства пластификатора на 40 %.
Полученная шихта соответствует классу антифрикционных самосмазывающихся композиционных полимерных материалов типа “Маслянит” и может быть использована для переработки в изделия известными методами литья под давлением в пресс-формы, в том числе с использованием автоклава.
Следует отметить, что важная роль в создании композиционных материалов отводится как наполнителям и способам введения их в полимер, так и методам переработки разрабатываемых композиционных материалов.
Большое влияние на физико-механические, антифрикционные свойства композиционных материалов на основе полиамидов оказывает структура отлитого изделия, часто определяемая методом его формирования.
В данной статье представлены материалы исследований по изменению структуры композитов, сформированных различными способами, а также их физико-механические характеристики. Для исследований были выбраны материалы состава:
- “Маслянит”: полиамид ПА 610, автомобильная смазка 158, графит, а также дисульфид молибдена в соотношении 4:1;
- КПТМ, имеющий тот же состав, что и “Маслянит”, но с добавлением углеграфитовой ткани.
Формирование образцов из исследуемых материалов осуществляли двумя различными способами:
- автоклавного прессования;
- дополнительным армированием композиционного материала углеграфитовой тканью с дальнейшей раскаткой.
Экспериментальная часть
Экспериментальные исследования по определению коэффициента трения проводили на машине торцевого трения при скорости 0,07 м/с и нагрузках от 1…14 МПа, диапазон изменения нагрузки составлял 1 МПа. Испытание проводили без дополнительной смазки. Определяли массовый и линейный износы.
Структурное состояние поверхностных образцов, сформированных различными способами, а также изменение поверхности образцов после испытания осуществляли с применением атомно-силовой микроскопии (ACM).
Цель использования ACM— получение серии изображений участка поверхностей образцов, полученных различными способами, что позволяет проследить изменение структуры на микро- и наноуровнях. Кроме того, применение ACM позволяет измерить шероховатость поверхности и рассчитать модуль Юнга.
Результаты исследований и их обсуждение
Для установления пределов работоспособности разработанных материалов были определены такие характеристики, как коэффициент трения, теплопроводность, водопоглощение, коэффициент линейного расширения. Установлена зависимость коэффициента трения от нагрузки для образцов, полученных различными способами.
Рис. 1. Зависимость коэффициента трения f от нагрузки Р (трение без смазки):
1 — полиамид ПА 610; 2 — “Маслянит”; 3 — КПТМ
В результате исследований триботехнических свойств КГТТМ и “Маслянита” установлено, что характер зависимости коэффициента трения от нагрузки (2… 14 МПа) носит прямолинейный характер и в 1,5—2 раза ниже у исследуемых материалов по сравнению с исходным ПА 610 (рис. 1). Ориентация материала, происходящая при раскатке, приводит к снижению коэффициента трения.
Кроме того, рассматривали изменение теплопроводности в зависимости от способа получения образцов, а также линейный и массовый износы. Водопоглощение образцов из исследуемых материалов определяли по стандартным методикам. Результаты всех испытаний представлены в табл. 1.
Результаты испытаний показали, что у разработанных материалов все показатели в несколько раз выше, чем у исходного полиамида ПА 610, который является основным составляющим компонентом композиции, что способствует повышению срока службы изделий из исследуемых материалов.
Таблица 1. Технические характеристики материалов
Техническая характеристика | ПА610 | “Маслянит” | КПТМ |
Коэффициент трения * | 9,26…0,32 | 0,10…0,60 | 0,06…0,12 |
Коэффициент теплопроводности | 0,20…0,25 | 6,0…6,5 | 10…12 |
Коэффициент линейного расширения | 100…115 | 51…62 | 40…45 |
Водопоглощение, % | 1,5…2,2 | 0,6…0,8 | 0,24 |
Линейный износ, мкм** | 0,03…0,04 | 0,020…0,025 | 0,018…0,020 |
Массовый износ, г** | 0,006 | 0,003 | 0,003 |
* Испытания проводили без дополнительной смазки. | |||
** Линейный и массовый износы определяли после 8-часовых испытаний. |
Один из существенных недостатков полиамидов, ограничивающий области их применения, — высокое водопоглощение. Это связано с тем, что полярная группа —CONH, входящая в состав полиамида, способна образовывать водородную связь за счет сильно отрицательного атома азота, который оттягивает электрон от атома водорода. Причем чем меньше соотношение СН2: CONH в макромолекуле полиамида, тем больше полярных групп.
Как видно из представленных данных, водопоглощение “Маслянита” и материала КПТМ в7—9 раз ниже, в сравнении с чистым полиамидом ПА 610.
Известно, что процесс водопоглощения полиамида носит диффузионный характер. Смазки, добавляемые в полиамид, служат пластификаторами. Молекулы пластификатора блокируют полярные группы макромолекул, уменьшая тем самым их способность к водопоглощению. Этим и объясняется пониженное водопоглощение исследуемых материалов. Величина энергии активации водопоглощения (28,9 кДж/моль), по-видимому, соответствует величине энергии водородной связи (20…40 кДж/моль) между группой —CONH и полярной молекулой Н2О.
Таким образом, водопоглощение полиамидами происходит путем образования водородной связи —CONH полимера. Введение пластификатора уменьшает водопоглощение за счет локализации полярной связи молекулой пластификатора. Механизм водопоглощения не изменяется. Полученные данные позволили выработать правила выбора компонентов для антифрикционных материалов, работающих в контакте с водой и требующих использования полимеров с минимальным, а пластификаторов — с наибольшим количеством полярных групп.
Как уже отмечалось ранее, формирование композитов осуществлялось различными методами. Метод автоклавного формирования был применен для материала “Маслянит”. Так как КПТМ представляет собой полимерную композицию, армированную углеграфитовой тканью, то был применен метод прокатывания раскатным роликом до внедрения ткани в подложку и образования на поверхности тонкого ориентированного антифрикционного слоя.
Предложенный способ формирования полимерной композиции позволяет путем принудительного внедрения материала в поры ткани создать надежную механическую связь между ними и под воздействием внешних условий, возникающих при перекатывании раскатного ролика, ориентировать макромолекулы поверхностного слоя композита в заданном направлении. Этим методом можно регулировать степень ориентации макромолекул.
Реализация механохимического метода модифицирования КПТМ базируется на обоснованном подборе подложки и наполнителей, правильной организации переработки пластмасс, а также на механических явлениях, протекающих при перекатывании раскатного ролика. Изучение этих явлений позволит оптимизировать процесс деформирования, внедрения и упрочнения композиционного материала. По своей физико-химической природе насыщение пор подложки расплавом полимерного композита сопоставимо с процессом уплотнения материала под действием нагрузки. В ходе проведенных исследований была практически определена механическая модель взаимодействия раскатного ролика с деформированным расплавом полимерной композиции. Такжe определена зависимость глубины внедрения раскатного ролика в расплав от удельной нагрузки:
Глубина погружения
Раскатного ролика, мм …… |
0,01 | 0,02 | 0,18 | 0,52 | 0,67 | 0,70 | 0,72 |
Удельная нагрузка,
Руд, Н·мм2 …………………. |
0,24 | 0,55 | 1,46 | 2,40 | 3,00 | 4,04 | 6,36 |
Методом атомно-силовой микроскопии было исследовано влияние технологии получения композиционных материалов на микрорельеф поверхностного слоя. Результаты исследований поверхности изделий из “Маслянита” и КПТМ представлены на рис. 1—4 и существенно отличаются друг от друга, так как получены различными способами.
Рис. 2. Поверхность образца из “Маслянита”(метод автоклавного прессования)
Рис. 3. Профиллограмма поверхности образца из “Маслянита”
Как видно из представленных рисунков, поверхность изделий из “Маслянита” имеет сложную топографию (рис. 2), имеющую резкие впадины и подъемы, которые хорошо согласуются с профилем сечения (рис. 3). Поверхность материала, полученного раскаткой, более ровная и не имеет выступов и впадин (рис. 4, рис. 5).
Рис. 4. Поверхность образца из КПТМ
Рис. 5. Программа поверхности материала КПТМ
Методом электронной микроскопии была исследована структура поверхностного слоя исследуемых образцов. Рассмотрим микрофотографии образцов, полученных методом раскатки (рис. 6) и методом автоклавного формирования (рис. 7).
Как видно из микрофотографий, структура образцов, полученных раскаткой, более мелкокристаллическая и плотная, а при автоклавном методе структура более рыхлая и крупнокристаллическая, можно увидеть крупные образования агломератов.
Следует отметить, что при прокалывании иглой образцов, полученных раскаткой, места прокола после снятия нагрузки исчезают, что хорошо согласуется с данными, которые были получены при расчете модуля Юнга.
Рис. 6. Поверхность КПТМ методом раскатки
Рис. 7. Поверхность “Маслянита”, полученного методом автоклавного формирования
Исследование образцов, полученных раскаткой методом наноиндентифицирования позволило получить данные о механических характеристиках образцов (табл. 2). Как видно из представленных данных, разброс результатов достаточно велик, так как поверхность образца имеет очень развитый рельеф, что подтверждается данными ACM и электронной микроскопией и связано с большим количеством нано- и микрошероховатостей и неровностей на поверхности образцов.
Таблица 2. Характеристики модуля Юнга, ГПа
Материал | Номер опыта | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Лента | 0,13334 | 0,12898 | 0,08684 | 0,11366 | 0,10949 |
Композиция | 1,6 | ||||
Резина | 0,01 | ||||
Алюминий | 70 |
Уменьшение механических характеристик, таких как твердость с 0,15 ГПа для полиамида до 1,6 ГПа для композиции материалов, оказывает положительное влияние на триботехнические характеристики материала, что видно из представленных ранее результатов трибологических исследований, и уменьшает коэффициент трения.
Выводы
- Разработан способ формирования полимерной композиции путем раскатки расплава разработанного композита на тканевую подложку, служащую армирующим элементом тонколистового материала. Данный способ позволил существенно расширить область применения композиционных материалов на основе полиамидов за счет снижения водопоглощения в 7-9 раз.
- Применен комплексный твердосмазочный наполнитель, состоящий из смеси графита и дисульфида молибдена, обеспечивающий КПТМ высокие антифрикционные характеристики и износостойкость в широком интервале скоростей.
- Приведены сравнительные характеристики физико-механических свойств материалов, ПА 610, “Маслянит” и КПТМ (коэффициент трения, водопоглощение, линейный и массовый износы), перерабатываемых различными способами. Показано, что метод раскатки способствует улучшению эксплуатационных свойств.
- Методом ACM исследована структура поверхностного слоя материалов, полученных различными способами. Показано, что материалы, полученные методом раскатки, имеют более плотную мелкокристаллическую структуру.
- Исследования механических характеристик материала дают дополнительную информацию о свойствах полученных композиций и оказывают положительное влияние на триботехнические характеристики материала.