П.Д. Дерлугян, Г.Е. Трофимов
Антифрикционные самосмазывающиеся материалы на основе полимеров в настоящее время нашли весьма широкое применение во всех отраслях промышленности. Из них изготавливают зубчатые колеса, сепараторы и шарики шарикоподшипников, трущиеся элементы подшипников скольжения, направляющих, уплотнения и т.д. Как правило, эти материалы представляют собой сложные многокомпонентные системы, включающие в себя полимерную матрицу, содержащую различные смазочные наполнители. К материалам этого класса относится и группа материалов типа маслянит. Все материалы этой группы построены по одному принципу, но имеют разный состав и технологию изготовления. В их состав входит внутрипачечный пластификатор, в качестве которого применяются разнообразные смазочные жидкости, металлические мыла и наполнитель в виде мелкодисперсных порошков.
Характерной особенностью строения материала маслянит является наличие граничных смазочных слоев в любом микросечении, сформированных в процессе изготовления материала в виде металлических мыл на поверхностях твердых частиц той или иной природы. По мере износа микрослоев маслянита, являющихся рабочей поверхностью, на смену им приходит новая поверхность, покрытая плотным граничным слоем металлических мыл. Кроме того, материалы данного типа, как правило, имеют в своей структуре некоторое количество микропустот, заполненных молекулами смазки, которые могут совершать миграцию из глубины материала к поверхности. Интенсивность миграции во многом зависит от теплового режима работы пары трения и может достигать значительной величины. Проведенные исследования показали, что миграция в основном происходит по направлению к нагретой поверхности, т.е. к поверхности трения. Это подтверждается тем, что при трибологических испытаниях маслянита в некоторых режимах на поверхностях трения было обнаружено значительное количество смазки.
Для проверки высказанного предположения были проведены исследования взаимосвязи коэффициента трения и объемной температуры материала маслянит при трении по стали.
Исследования проводились на торцевой машине трения. Испытаниям подвергались образцы материала маслянит в виде втулок с размерами: Dвн. – 20 мм; Dн -28мм; Н = 20 мм.
Контртела изготавливались из стали 45, ГОСТ 1050-74, нетермообработанной, в виде дисков диаметром 50 мм и высотой 10 мм.
Номинальная площадь контакта составила 3 см2, коэффициент взаимного перекрытия равнялся 1.
Торцевая машина трения оснащена тензоизмерительной системой, позволяющей регистрироватъ момент, возникающий от действия сил трения, и устройством для принудительного подвода тепла. Объемная температура измерялась термопарой хромель-капель, горячий спай которой располагался в металлическом контртеле на расстоянии 0,4 мм от поверхности трения, и регистрировалась прибором КСП1-005.
Известно, что тепло, выделяющееся при трении пар полимер-металл распределяется между ее элементами неравномерно. Это объясняется тем, что они имеют различные теплофизические свойства. Принято часть тепла, поступающую в один из элементов пари трения, обладающий меньшей тепло- и температуропроводностью (в нашем случае полимерный), обозначать через αтп– коэффициент распределения тепловых потоков. Этот коэффициент является комплексной характеристикой теплового режима пары трения, служит своеобразным критерием подобия и определяется из следующего соотношения:
Величина коэффициента была рассчитана после проведения предварительных испытаний и составляла 15-25% в зависимости от внешних условий. Температурный градиент в металлическом элементе пары трения имеет величину гораздо меньшую, чем в полимерном, т.е., размещая термопару именно в нем, мы можем регистрировать температуру,близкую к средней температуре поверхности трения.
Скорость скольжения, равная 0,035 м/с и удельное давление 1 МПа были выбраны исходя из того, что весьма низкое тепловыделение при этом режиме значительно упростило регулирование подвода тепла извне для равномерного подъема температуры. Скорость нагрева составляла 5 ± 1 град/мин.
Результаты испытаний представлены на рис. 1.
Рис. 1. График зависимости коэффициента трения от объемной температуры: 1 – полиамид П610; 2 – полиамид П610, наполненный 10% графита;
3 –маслянит
Для сравнения проведены испытания полиамида П610 и полиамида П610, наполненного 10% графита С-1.
Следующим этапом исследований стал подбор такого режима эксплуатации маслянита, который позволил бы наиболее полно использовать все его положительные свойства. Иными словами, обеспечивающий такую комбинацию входных факторов и их изменения в процессе работы пары трения, которые позволят повысить несущую способность.
Образцы первоначально нагружались осевой силой 15 кг, т.е. удельное давление равнялось 5 кг/см2. Включалась машина трения и первые пять минут нагрузка оставалась неизменной, затем включалось устройство изменения нагрузки.
За основу при определении максимального допустимого критерия PV был принят такой режим работы, при котором в течение 30 минут после прекращения увеличения нагрузки коэффициент трения и объемная температура стального контртела стабилизировались. Верхний предел температуры принят 145…150ºС. Как показали результаты первого этапа исследований, именно эта величина является предельной для материалов типа маслянит. При превышении этой величины резко возрастает износ полимерного образца.
Для того, чтобы судить об эффективности применяемых режимов эксплуатации пар трения маслянит-сталь с постепенным увеличением нагрузки, было определено максимальное значение критерия PV при работе с постоянной нагрузкой. Для исследуемой композиции маслянита эта величина составила 8 кг/см2·м/с. Коэффициент трения имел значение, равное 0,28.
Таким образом, рассматривая результаты проведенных исследований, можно сделать выводы о том, что материалы группы маслянит наиболее целесообразно использовать при температурах 60…80 и 120…140°С, но износ во втором случае несколько выше. Наличие плотного граничного смазочного слоя, блокирующего поверхность полимера, резко снижает адгезионную составляющую силы трения. По мере увеличения нарушения термодинамического равновесия в масляните увеличивается миграция молекул смазки, что снижает коэффициент трения в области высоких температур. Использование материалов группы типа маслянит позволяет эксплуатировать пары трения, оснащенные ими, при температурах в 1,5-2раза выше, чем чистых полиамидов и композиций, наполненных твердой смазкой.
В качестве изменяемого параметра была выбрана нагрузка. Испытания проводились на торцевой машине трения при скорости скольжения 1 м/с. Дополнительно машина трения оснащалась устройством, позволяющим в процессе эксперимента безступенчато изменять нагрузку на пару трения по следующему закону:
P = P1 + kt
где P1= 15 кг – первоначальная нагрузка; k – коэффициент скорости изменения нагрузки, кг/с; t – время работы устройства изменения нагрузки.
Коэффициент k варьировался по величине. В зависимости от изменения его величины построены графики зависимости коэффициента трения и критерия PV(рис. 2), т.е. и .
Рис. 2. График зависимости коэффициента трения и критерия PV от величины коэффициента скорости изменения нагрузки
Коэффициент скорости изменения нагрузки в ходе исследований имел различные значения: K1=0,00178 кг/с; K2=0,038 кг/с;K3=0,0957 кг/с;K4=0,287 кг/с.
Правильный выбор соотношения входных факторов, температуры и нагрузки в процессе работы пары трения позволяет значительно увеличить несущую способность. В нашем случае при массе теплопроводящих частей 2 кг удалось повысить значение критерия, при котором сохраняется работоспособность материала и его несущая способность более чем в два раза, а коэффициент трения снизился в 1,8 раза. Оптимальная величина коэффициента скорости увеличения нагрузки в нашем случае лежит в пределах 0,09 – 0,15 кг/с. Увеличение теплоотвода узла трения, которое достигалось посредством обдува узла трения потоком воздуха с температурой 20°С, показало, что в этом случае величина коэффициента К должна быть несколько увеличена.
ЛИТЕРАТУРА
- Зиновьев Е.В. Тепловой режим и фрикционные характеристики образцов из полимерных композиций при испытаниях на различных машинах трения.- В сб.: Тепловая динамика трения. М.: Наука, 1970, с. 92-106.
- Костецкий Б.И., Линник Ю.И. Исследование энергетического баланса при внешнем трении металлов. М: Машгиз, 1960, 34с.
- Кутьков А.А. Износостойкие и антифрикционные покрытия. М.: Машиностроение, 1976. 152с.
- Кутьков А.А. Исследование влияния типа пластификатора на антифрикционные свойства полимеров. –В сб.: Реологические и антифрикционные свойства высокополимеров и пластических масс на их основе. Новочеркасск: НПИ, 1967, т.177, с.15-20.