А.А. Кутьков , М.К. Лукашов, П.Д. Дерлугян, Р.У. Гойтемиров
Известно, что вода, как смазочная среда, предъявляет к трущимся поверхностям и материалам совсем иные требования, нежели масла или смазки. По этой причине существующие антифрикционные материалы (бронза, баббит и д.р.) не находят широкого применения для узлов, работающих в водной среде, а для узлов некоторых агрегатов и машин вообще не пригодны вследствии повышенного износа и низких антифрикционных и антикоррозионных свойств. В настоящее время разработано большое число полимерных материалов, успешно заменяющих эти металлы и работающих в указанных выше узлах. Среди множества материалов этой группы исследователи выделяют известные капрон, П-68 и др. В данной работе приводятся результаты сравнительных испытаний на износостойкость пластмассы П-68 и антифрикционных материалов группы «Маслянит», разработанных в лаборатории специального материаловедения Новочеркасского политехнического института. Определено влияние скорости скольжения на работу этих материалов в паре со сталью и бронзой в имитаторе морской воды. Исследовано влияние шероховатости и удельной нагрузки на характер трения во время приработки. Анализ полученных результатов показывает, что скорость скольжения значительно и в разной степени влияет на износ исследуемых пар трения. При этом со всеми металлами, указанными выше, полимеры группы «Маслянит» работают лучше, чем П-68.
Характер влияния шероховатости на износ металлополимерной пары можно с некоторым приближением изобразить прямой с отрицательным тангенсом угла наклона. Уменьшение износа с увеличением класса чистоты можно объяснить, очевидно тем, что чем меньше высота выступов трения, тем спокойнее и быстрее происходит процесс выравнивания, сглаживания этих выступов.
С увеличением удельного давления износ металлополимерных пар увеличивается. Однако, если при работе со сталью интенсивный износ начинается при Р=50кгс/см2, то при работе с бронзой интенсивный износ пары начинается при Р=110кгс/см2.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сравнить износостойкость композиционных материалов по антифрикционным свойствам с полиамидом П-68 и сделать заключение по выбору их для узлов трения, работающих в морской воде.